пятница, 1 апреля 2011 г.

Дон Кихот Донской. Александр СИГАЧЁВ


Музыкальный спектакль

Действующие лица и исполнители:

Дон Кихот
СашкО – друг Дон Кихота
Мельник
Бард
Дуня  - соседка Барда по коммунальной квартире
Художник

В эпизодах: прохожие, понятые

Место действия: в первом действии - Петушки, во втором действии – Москва.
Время действия – На рубеже второго и третьего тысячелетий.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

КАРТИНА ПЕРВАЯ

    Верстовой столб с указателем «Москва – Петушки». Со стороны «Петушков» подъехал на велосипеде к верстовому столбу Дон Кихот. Внимательно рассматривает столб.
 
ДОН КИХОТ  (Прислоняет свой велосипед к верстовому столбу, развязывает котомку, достаёт еду, раскладывает на газете, поёт.)
Велосипед мой – тощий Росинант!..
Скрипит седло, аж слушать неохота.
Улыбкой заряжает горожан
Отчаянное сердце Дон Кихота.

- Крути-верти, приятель, не ленись,-
Кричат вослед, - и я – кручу с отвагой!..
Мой Росинант, смотри же – не споткнись! –
Сверкают спицы острые, как шпаги!..

Вперёд, вперёд, дружище Росинант!
Смотреть-то на тебя кому ж охота?
Уж ты потешил, братец, горожан,
Что умереть не жалко Дон Кихоту!..

Не по душе уют мне и покой,
И к Богу – все печали и заботы!..
Так Росинант стучит по мостовой,
Что к звёздам рвётся сердце Дон Кихота!..

    Со стороны Москвы подъехал к верстовому столбу СашкО, принялся изучать указатель.

ДОН КИХОТ (Первым признал своего давнего знакомого СашкО, слегка ударяет его по плечу, восклицает.)
Какая встреча, друг-дружище,
Друзей дороже целой тыщи!..

САШКО (Словно очнувшись ото сна, восклицает с удивлением.)
Сеньор, сеньор, ты невредим?!
Ой, сколько лет и сколько зим!..
    (От радости вытирает слёзы рукавом.)

ДОН КИХОТ (Говорит с укоризной.)
Довольно слёз, ты ж не девица,
Для ратных дел зовёт столица!
Ведь я сюда не для потехи,
Но кривду выправить приехал…

САШКО (Продолжает вытирать свои слёзы двумя рукавами, наконец, произносит.)
Сеньор, известен мне твой принцип:
Ты с кривдой рад всегда сразиться,
Но там ведь мельница крутИтся, -
Не дай Господь, - во сне приснится…

ДОН КИХОТ (С нотками обиды в голосе.)
СашкО, хоть ты мне верный друг,
Не говори такого вслух…
Сколь мельницы не велики, -
Но мне пустяк их сквозняки…
 (Поёт арию «Расцветали цветы»)

Расцветали цветы, собирались меды
Ради верного друга да гостя…
Расскажу я тебе, как ушёл от беды,
Как уйти было вовсе непросто…

Распахну я окошко, чтоб мир услыхал,
Чтоб его не туманились нивы,
Лучше лучших Восточных вееров-опахал
У буланого дыбилась грива…

Снял тоску я кручину с себя молодца
Завернул её в гриву надёжно…
И Россией родной от конца до конца
Проскакал, словно беглый острожный…

Гой, вы, росы мои, огневые мои,
До медовых, до самых последних…
Расцветали цветы, собирались меды
С колокольчиков, с маков победных!

САШКО (Говорит взволнованно.)
Как жил я, не знаю, без ваших-то песен,
Что, правда, то, правда: у песен – мир тесен…

ДОН КИХОТ
Эх, друг мой надёжный, дружище мой старый,
Скажи мне: «Звучит ещё наша гитара?»

САШКО (Свою гитару, висевшую у него за спиной, переворачивает себе на грудь, играет, поют дуэтом свою любимую песню.)
Взгрустнулось гитаре недаром,
Припомнилось верно, гитаре:
Когда молодая была,
Как в роще прекрасной цвела
Мы что ли с гитарой не пара?!

Эх, гитара,
не оплакивай меня,
Пусть даже с грустью,
всё же нам поётся…
Все, до одной твоей струны,
ещё звенят,
И каждая –
на сердце отзовётся…

Мы, разве с гитарой – не пара?
За талию обнял гитару…
Пока не смолкает она,
Как Солнце, нас греет Луна!

Эх, гитара,
не оплакивай меня,
Пусть даже с грустью,
всё же нам поётся…
Все, до одной твоей струны,
ещё звенят,
И каждая –
на сердце отзовётся…

ДОН КИХОТ (Речитатив.)
СашкО, мой милый друг,
Ведь мы ж не бесталанны, -
На что мы губим жизнь? -
Ответь мне, друг желанный…
Смотри: о чём толпа в безумии хлопочет?
Пусть этот подлый червь
Нам души не подточит…
И я скажу, мой друг,
Чем с пошлостью водиться,
Уж лучше петь одним, -
Нам будет, чем гордиться…
Свободен наш союз,
Нам принужденье чуждо;
Нам песня – божество!
Девиз: борьба и дружба!.. 

КАРТИНА ВТОРАЯ
Дон Кихот и СашкО едут на велосипедах в сторону Москвы. Им преграждает путь мельник в белом халате и в белом колпаке.

МЕЛЬНИК (Расставляет руки в стороны, преграждая путешественникам путь.)
Стой, ребята, без затей, -
Тормозите лошадей…
Предъявите-ка билет…
Безбилетным ходу нет…
Повертайте, уезжайте, -
До греха не возбуждайте!..
(Поёт.)
Русская мельница
Крутится, вертится,
Мелит всё на дурака…
Здесь перемелется
Всё, что имеется,
Всё будет, только мука…

Я мельник надёжный,
Жестокий – безбожно,
И мною доволен народ…
Здесь всё мне подвластно,
Мелю первоклассно,
Всем кости могу помолоть…

Здесь перемелется
Всё, что имеется,
Всё будет, только мука…
Русская мельница
Крутится, вертится,
Мелит всё на дурака…

Предъявите-ка билет…
Безбилетным ходу нет…
Повертайте, уезжайте, -
До греха не возбуждайте!..

ДОН КИХОТ (Перебивает мельника.)
Хватит, мельник, вздор молоть…
Нас труба вперёд зовёт!
Рад ты нам, иль ты не рад –
Мы проедем в стольный град!..
Или я не Дон Кихот,
Иль копьё тебе в живот!..
(Обращается к Сашко.)
Друг, смелей гони вперёд,
Слава долго ведь не ждёт!..

(Решительно едут вперёд, мельник, отступает в сторону, грозит кулаками. Донкихотов поёт.)

Едет рыцарь вперёд,
Вдохновенно поёт,
Пламенея былою отвагой…
А навстречу ему
Старец. Рыцарь к нему, -
«Подскажи мне, где рай Эльдорадо?

- Подскажу, мне не жаль, -
Прямо всё поезжай,
И прибудешь ты прямо к параду…
На пути встретишь ад,
Много всяких преград,
Там, за адом и рай Эльдорадо!..

И помчал рыцарь тот,
Всё вперёд и вперёд,
И вступил в самый ад, кабальеро…
Сатана приумолк,
Не возьмёт нечисть в толк, -
Как герою, мой ад - по колено?!

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

КАРТИНА ТРЕТЬЯ

(Скамья в сквере. Дон Кихот и СашкО присели отдохнуть.)
ДОН КИХОТ (декламация)
Величье древности любя,
Москва, приветствую тебя!..
Как будто вещий сон мне снится –
Сверкнула счастья колесница!

Вот я проехал, как герой –
По нашей Красной Мостовой!..
Москва, за благостность твою –
Хвалу тебе я воздаю!..

    Появляется Бард с синтезатором, усаживается на скамейке, рядом с путешественниками, бросает фуражку на землю.

БАРД (Играет на синтезаторе, поёт.)

Занимается в полнеба
Над столицею заря;
В шапке заячьей облезлой
Ходит нищий вдоль Кремля.

В куполах позолоченных
Рдеет алая заря…
Об изменниках  - боярах
Пел шарманщик у кремля:

- Будет новый «пророк», самозванец – обманщик,
И в какой новый «рай» нас загонят тогда?..
- Замолчи, замолчи, сумасшедший шарманщик,
Эту песню забыть мы хотим навсегда…
 
На мундире часового
Блещут пуговицы - вряд…
Боже, боже, - вновь бояре
Здесь изменушку творят...

Нищим душу не согреет
Факел пламенных речей,
В голубиный рай насыпал
Нищий крохи сухарей…

- Будет новый «пророк», самозванец – обманщик,
И в какой новый «рай» нас загонят тогда?..
- «Замолчи, замолчи, сумасшедший шарманщик,
Эту песню забыть мы хотим навсегда…»  

Потухала, погасала
Над столицею заря,
Прижимал к груди собачку, -
Грелся нищий у Кремля.

 На мундире часового
Блещут пуговицы - вряд…
- Все изменники бояре, -
Люди верно говорят.

- Будет новый «пророк», самозванец – обманщик,
И в какой новый «рай» нас загонят тогда?..
- «Замолчи, замолчи, сумасшедший шарманщик,
Эту песню забыть мы хотим навсегда».

ДОН КИХОТ (Благодарит исполнителя, кладёт ему в фуражку деньги.)
Прекрасная песня, ко времени - важно,
Как много беды от бояр-то продажных.
Дозволь же, приятель, мне песню исполнить,
Столице от Дона словечко замолвить…

(Бард без возражений уступает своё место за синтезатором Дон Кихоту.)

ДОН КИХОТ (Играет и поёт.)
Каяться задумала Россия,
Что скитается Дончак в изгнанье…
Где-то брал казак, отец мой силы,
Вынес все изгойские страданья…

Но не надо Дону покаяний,
Недруги России в выжиданье, -
Новых из Руси кровопусканий,
Но теперь казачьими руками…

Осмотритесь, братья: кто лукавит?
Кто к братоубийственной толкает?
Кто под русских тщательно рядится?
На Руси ведь кровь-то не водица…

Пусть себя бояре загрызают,
Пусть все в норы глубже уползают…
Братья казаки, негоже будет,
Что нас оседлают лилипуты…      

Где-то брал казак, отец мой силы,
Вынес все изгойские страданья…
Каяться задумала Россия,
Что скитается казак в изгнанье…

БАРД (Обращается к Дон Кихоту.)
Как много кривды на Руси
С изменой, - Боже упаси…
И видно Богом нам Дано, -
В Русь новое пробить окно…
Теперь в ней, как в берлоге душной,
И русским - свежий воздух нужен…

(Кладёт руку на плечо Дон Кихоту.)
Я предлагаю вам ночлег,
Хоть в коммуналке, но уют,
И хватит места нам на всех,
Следи друзей, не тесен круг…
Все уходят.

КАРТИНА ЧЕТВЁРТАЯ

 За столом в небольшой, скромной комнате сидят Бард, Дон Кихот, СашкО, художник и Дуня.

БАРД (Поднимает бокал, произносит тост.)
Друзья, нам чванство не пристало,
Мы с вами попросту живём;
Чтоб выпить, чокнемся сначала,
И пьём, чтоб чокаться потом!

Где пьют насильно, ради тоста,
Там пью, едва ли веселей…
Мы пьём, чтоб чокаться и просто, -
Пьём за здоровье всех друзей!

Ещё скажу, друзья, игриво,
Как лучше светлый день прожить:
Коль есть вино, в нём можно живо
Мирские дрязги утопить…

Пусть мчат, друзья, нас птицы-кони,
Без песен жить никак нельзя…
Без песен жизнь мы не уроним,
И пьём, друзья, до дна, до дна!..

Все аплодируют, чокаются, пьют до дна, снова наполняют бокалы.

ХУДОЖНИК (Поднимается для очередного тоста.)
Друзья мои, имею честь
Приятное сказать:
Коль между нами дама есть,
Ей стоит слово дать…
Ещё спешу сказать, друзья,
Товарищи мои,
Что стоя буду слушать я,
И стоя буду пить!..
(Все аплодируют. Дуня встаёт, говорит тост для всех, но смотрит на Дон Кихота.)
Мой рыцарь не бог весть, - какой,
В красавцах, мало толку…
Фуражку носит милый мой
И грубую толстовку…

Он работящий человек,
И ласков он со мною,
Согласна жить с ним триста лет, -
За ним, как за горою!

И пусть он человек простой,
Ему я цену знаю…
Железный щит - на золотой, -
Вовек не променяю!

Пускай он, - не бог весть, - какой,
В красавцах много ль толку,
Получку носит милый мой,
ДарИт цветы и шёлку!..

(Все громко аплодируют.)

ДОН КИХОТ (Встаёт)
Друзья, позвольте мне добавить
Своих цветов в наш дружеский букет, -
Дуняшу нашу, словом позабавить:
Цветов красИвей женщин - в мире нет!..

(Неожиданно распахиваются двери, на пороге появляются Мельник с понятыми.)

МЕЛЬНИК (Поставил руки в бока, заявляет громогласно.)
Предъявите ваши документы, -
Кто вы и откуда гости здесь?
Вижу: тут не только есть джельтмены,
Проходимцы тут, я вижу, есть…  

ДОН КИХОТ (Вышел им навстречу.)
Знаю, Мельник, с честью незнакомый…
И незваным оказался тут,
И за это, Мельник, будь готовый, -
Чтоб тебя нагайкою стегнуть!..
(Вынимает из-за голенища казачью нагайку, устремляется на Мельника, который чудом спасся бегством, выпрыгнув в раскрытое окно.)

Если, вдруг, оказался враг,
Сделай так, чтоб исчез он вдруг!..
(Обращается к своему другу СашкО)
Нам, СашкО, снова в путь пора,
Нам по коням, пора, мой друг!..
(Быстро уходят)
Конец спектакля.

Комментарии: 0:

Отправить комментарий

Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]

<< Главная страница